СЕНТЯБРЯТА
Главная
Таблица
Фото
Статьи
УРА! Родились
Наши малыши
Календарь
Галлерея УЗИ
Ссылки
Гостевая

СЕНТЯБРЯТА 2006

Нервно-психическое развитие. 1-й месяц.

Уже к возрасту 10 дней малыш общается с миром не только рефлекторно - он активно учится пользоваться своими сенсорами. В частности, большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет - яркую погремушку диаметром около 10 сантиметров, например. Если Вы поместите таковую на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40-50 см), и станете медленно перемещать ее вправо-влево, то увидите, как малыш фиксирует игрушку взглядом. И пусть эта фиксация продлится всего лишь несколько секунд, а "избыточные" скачкообразные движения глаз новорожденного будут далеки от скупого рационализма, с которым отслеживают движение предметов глаза взрослых, непременно похвалите малыша - в конце концов, это стоило маленькому человеку определенного труда.
Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором , а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает огромной гипнотизирующей силой - не одна тысяча новоиспеченных отцов, в реальной жизни занимающихся делами жесткими и совершенно лишенными всяких сантиментов, таяла под этим строгим испытующим взглядом, как тает снег под апрельским солнцем. Равнодушно выдержать пристальный взгляд недавно родившегося человека не может никто - если не верите, попробуйте сами.
К концу первого месяца жизни новорожденный уже совсем неплохо владеет зрительным слежением - если Вы попробуете повторить тест с яркой погремушкой, описанный выше, то к собственной радости, увидите, как малыш легко фиксирует игрушку взглядом и успешно "провожает" ее глазами вправо и влево на расстояние до 30-40 см, ловко поворачивая при этом голову в нужную сторону. И движения глазных яблок ребенка уже намного более плавные и координированные.
Не менее эффективно "набирают обороты" и реакции, запускаемые с другого сенсора новорожденного - органов слуха. Если Вы встанете вне поля зрения ребенка 10 дней от роду, и на расстоянии 35-40 см несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Нечего и говорить, что за прохождение этого теста ребенка следует похвалить вдвойне - хотя бы потому, что сами взрослые не очень-то любят резкие звуки, возникающие вне пределов видимости.
К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь, простите за тавтологию, погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. Или запеть. Или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже через несколько секунд маленький человек успокоится - его "бортовой компьютер" изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - еди эта неудовлетворенность действительно имеет веские причины (кушать хочется, например). А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд! Поверьте, это немало - даже полчаса времени, уделенные Вам самим генеральным секретарем ООН, стоят меньше, чем секунды внимания, подаренные мамам-папам месячными отпрысками.
Тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально.
К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически "сознательно" улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к его, малыша, драгоценнейшей персоне Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени. И не жалеть собственной мимической мускулатуры - чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать... его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.
А еще ребенок первого месяца жизни пытается поднимать и удерживать голову, если его выложить на живот (и плоскую, умеренно мягкую поверхность). Кое-кому даже удается удержать голову в течение нескольких десятков секунд. Кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют "говорить" - издают отдельные звуки в ответ на настойчивые приглашения взрослого к "разговору"... В общем, достижениями первый месяц жизни отнюдь не обделен. И пусть некоторые из вышеперечисленных умений в той или иной степени имелись у малыша еще во внутриутробном периоде, это не в счет: свидетельства овладения собственным сложнейшим организмом, демонстрируемые ребенком после рождения, действительно заслуживают самого глубокого родительского уважения. В конце концов, обзавестись столькими чрезвычайно важными умениями за весьма небольшой, в общем-то срок, под силу далеко не всем взрослым.
То ли, как говорится, еще будет!


Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца.

Перед тем, как начинать изучение техники выполнения рефлекторной и общеукрепляющей гимнастики для детей, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться с основополагающими правилами проведения этой самой гимнастики - это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно - приятными. Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца.
Задачей описываемых ниже упражнений является укрепление мускулатуры ребенка, помощь в нормализации его мышечного тонуса и развитие многих важных структур центральной нервной системы. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой рефлекторной и прочей гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом.

1. Выкладывание на живот.
Очень полезное, а самое главное - чрезвычайно простое упражнение Осуществлять его можно с самого раннего возраста: защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка "автоматически" поворачивать голову в сторону. Уже на первом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержать голову - сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируется физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще - не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования.

2. Рефлекторное разгибание позвоночника.
В основе этого упражнения лежит спинальный двигательный автоматизм - т.н. рефлекс Галанта. Осуществляется это упражнение из исходного положения на боку. Осторожно придерживая лежащего в этом положении малыша за ножки, двумя пальцами свободной руки взрослый с легким нажимом проводит вдоль позвоночника ребенка, отступив от средней линии тела вправо и влево на расстояние около 1 см. Движение пальцев взрослого проводится по направлении от крестца к шее. Малыш обычно реагирует на такое раздражение прогибанием спинки - его туловище образует дугу. Силу нажима можно варьировать, но в любом случае эта манипуляция не должна вызывать отрицательной реакции ребенка. Внимание! Не следует проводить пальцами прямо по средней линии тела ребенка - рефлекс Переза, запускаемый с остистых отростков позвонков малыша, вызывает у него резко негативную эмоциональную реакцию. Вплоть до сильного крика и отхождения стула.

3. Рефлекторная "ходьба"
Упражнение основано на еще одном врожденном автоматизме - даже только что родившийся ребенок, осторожно поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, прикасании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает "ходить" таким образом, попробуйте наклонить его вперед - так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы "опередили" ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев - и он непременно "пойдет".

4. Рефлекторное ползание
Как Вы наверняка уже догадались, это упражнение (как и все прочие, носящие мудреное определение "рефлекторные" также базируется на врожденном спинальном автоматизме. Он называется рефлексом ползания Бауэра и вызываться очень просто: ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (такая маленькая, знаете ли, лягушка - после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору Ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед. Внимание! При выполнении этого упражнения обязательно оцените расстояние от головы ребенка до расположенной впереди стены или любой другой вертикальной (и не мягкой) поверхности: малыш может настолько резко оттолкнуться от Ваших ладоней и настолько стремительно продвинуться вперед, что ударится о такую плоскость головой.

5. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног
Осторожно удерживая ножку лежащего на спине малыша за область голеностопного сустава, подушечкой большого пальца своей свободной руки нажмите на его подошву - в области "подушечки" стопы (т.е. у основания пальцев). В ответ малыш немедленно согнет пальчики стопы. Если же Вы с легким нажимом проведете пальцем вдоль наружного края стопы (от ее мизинца к пяточке), то пальцы ребенка разогнутся, заняв "веерное положение". Подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, лежащие в основе этого упражнения, также являются врожденными автоматизмами, активно работающими в первые месяцы жизни ребенка.
Конечно, вышеперечисленные рефлексы новорожденных - далеко не все врожденные автоматизмы, которые можно использовать для тренировки мускулатуры и развития центральной нервной системы малышей первых месяцев жизни. При должной сноровке опытные родители могут "поставить на службу" здоровью грудничка и хватательный рефлекс, и тонический рефлекс Робинсона, ладонно-ротовой автоматизм Бабкина и поисковый автоматизм Куссмауля, хоботковый рефлекс и даже рефлекс Моро... Однако, думается, что регулярное выполнение хотя бы тех пяти рефлекторных упражнений, что приведены в этой статье, уже будет весьма и весьма полезным для Вашего ребенка. Особенно - вкупе с массажем.
Кроме рефлекторных, для моторного развития ребенка первых трех месяцев жизни используются и другие упражнения. Например, Вы можете осторожно приподнимать туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямого угла - что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые "качают пресс". Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову. Можно дополнить это упражнение еще и покачиваниями туловища малыша вправо-влево - это может ему понравиться
Довольно полезно пассивное разведение бедер ребенка в стороны. Для этого нужно согнуть ножки малыша в коленях и, поддерживая их за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно и одновременно отвести правое бедро ребенка вправо, а левое, соответственно - влево. Это упражнение способствует оптимальному созреванию важной анатомической части тазобедренных суставов - вертлужных впадин. И потому является профилактической мерой в отношении врожденного вывиха бедра. Единственное пожелание (актуальное, впрочем, и для других упражнений) - перед тем, как приступать к его выполнению, желательно освоить технику под контролем квалифицированного специалиста. Хотя, "освоить" - звучит, пожалуй, слишком официально. Достаточно увидеть это своими глазами один-единственный раз. И тут же проделать это упражнение своими собственными руками - чтобы "прочувствовать" ими оптимальную степень разведения бедер малыша.
Любимейшим упражнением родителей является покачивание малыша в так называемой "позе плода". Чтобы придать ребенку такую позу, нужно положить его на спинку, мягко развести ножки, согнуть их в коленях и подтянуть к животику, а ручки сложить на груди - именно такое "компактное" положение занимает плод в полости матки. Разместить малыша в данной позе можно на любой мягкой поверхности - хотя бы у себя на коленях. Уже сама поза в достаточной степени комфортна для ребенка, когда же мать или отец начинают покачивать малыша в разных направлениях, удовольствие, получаемое и "тренером" и "физкультурником" возрастает многократно. Это упражнение высоко ценится и профессионалами-неонатологами.
Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей первых трех месяцев жизни - благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Чего стоят хотя бы занятия с надувным мячом, позволяющие эффективно воздействовать на многие группы мышц и вестибулярный аппарат грудного ребенка... Или обладающие еще более мощным развивающим потенциалом упражнения в воде? Мы непременно расскажем о таких упражнениях в будущем - и при этом искренне надеемся на помощь со стороны родителей энтузиастов, готовых поделиться своим опытом со всеми, кому это действительно интересно. Пока же, думается, и тот необходимый минимум, что приведен выше, окажется полезным для родителей, искренне (и активно желающих вырастить здорового ребенка.


Массаж для детей в возрасте 1 - 3 месяца

Перед тем, как приступать к изучению описания технических приемов массажа и рефлекторной гимнастики, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться со статьей, посвященной основополагающими правилами проведения этих манипуляций - это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно - приятными.
Задачей этого массажного комплекса является помощь в нормализации мышечного тонуса ребенка. В первые три месяца жизни мускулатура рук и ног здорового малыша практически постоянно находится в состоянии так называемого физиологического гипертонуса, что не всегда можно признать, безусловно, полезным. Нормализации тонуса мышц и ускорению нервно-психического развития ребенка способствует не только поглаживание (являющееся, по сути дела, приемлемым единственным массажным приемом в первые месяцы жизни ребенка), но и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом. Вы можете делать массаж без применения каких-либо косметических средств, а можете использовать небольшие количества детского минерального масла Джонсон Baby - и тогда, как утверждают многие родители, массаж станет для малыша еще приятнее.

1. Массаж лица
Этот массаж (в отличие от массажа рук, например) можно проводить как бы "между делом" - для того, чтобы уделить немного внимания мускулатуре личика малыша, вовсе не обязательно выкладывать ребенка на пеленальный столик и раздевать. Достаточно лишь выбрать момент, когда маленький человек бодрствует и пребывает в хорошем настроении. Да и сами массажные приемы больше напоминают игру: например, нежное отведение уголков рта малыша в стороны, имитирующее улыбку. Или круговое поглаживание его щечек пальцами, что осуществляется с легким нажимом. Или такое же осторожное "пощипывание" этих самых щечек, сдвигание нижней губы... При взгляде со стороны такое массирование действительно не производит впечатления "медицинских" манипуляций - кажется, что мать или отец просто играют со своим малышом. На самом деле пользы от легкого массажа лица новорожденного и грудного ребенка немало. Лицевая мускулатура малышей первых месяцев жизни является, пожалуй, самой "загруженной" - потому что "работает" ежедневно и помногу: чего стоит хотя бы процесс еды. Так что выполняйте вышеуказанные легкие массажные приемы хотя бы 5-6 раз в день, делая по 4-5 повторений каждого приема. И не забывайте при этом улыбаться, ласково разговаривать с ребенком. Или петь ему песни

2. Массаж рук
Исходное положение ребенка - на спине. Массажист располагается со стороны ног малыша. Для более удобного удержания массируемой ручки ребенка можно вначале дать ему захватить большой палец руки массажиста, затем осторожно охватить запястье малыша безымянным пальцем и мизинцем. Другой рукой массажист, варьируя силу нажима, поглаживает сначала внутреннюю, затем наружную поверхность ручки ребенка. Направление поглаживания - от кисти руки к плечу. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ручке ребенка.

3. Массаж груди
Исходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Пальцами и ладонями обеих рук массирующий охватывает грудную клетку малыша так, чтобы большие пальцы располагались на передней поверхности груди. Этими же пальцами выполняются поглаживающие движения по направлению от грудины к бокам ребенка, по ходу межреберных промежутков. Во время поглаживаний допустимо легкое давление пальцами на грудные мышцы малыша. Прием выполняется 4-5 раз.

4. Массаж живота
Исходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Можно начинать с легкого кругового поглаживания живота по часовой стрелке. Последнее выполняется концевыми фалангами пальцев массажиста. Альтернатива круговому поглаживанию - так называемый "треугольник". Выполняется прием следующим образом: вначале тыльной поверхностью пальцев правой руки массажиста проводится поглаживание правой половины живота - снизу вверх, от лобка до правой реберной дуги. Достигнув реберной дуги, рука массажиста движется горизонтально - до левой реберной дуги. Здесь кисть массажиста разворачивается ладонной поверхностью к животу малыша и поглаживает левую половину брюшной стенки в обратном направлении: сверху вниз, от ребер к лобку, замыкая таким образом "треугольник". Прием выполняется 4-5 раз.
Можно выполнять и так называемое "встречное" поглаживание живота. При этом ладонной поверхностью правой руки массажиста поглаживается левая половина живота малыша по направлению снизу вверх. Одновременно тыльной стороной левой кисти поглаживается правая половина живота ребенка - в обратном направлении. Прием также выполняется 4-5 раз.

5. Массаж ног
Исходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Стопа ножки ребенка мягко фиксируется на ладони массажиста. Ножка находится в полусогнутом положении. Свободной рукой массажист производит поглаживания задней и наружной поверхности ножки малыша, плавно "обтекая" коленные суставы. Внутренняя поверхность бедер и передняя поверхность голеней не массируются. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ножке ребенка, после чего переходят к массажу стоп. Для этого ножка малыша мягко захватывается за область голеностопного сустава, после чего большим пальцем свободной руки массажист поглаживает подошвенную часть стопы ребенка по направлению от пальцев к пятке. Прием выполняется 6-8 раз на каждой стопе.

6. Массаж спины
Исходное положение ребенка - на животе, ногами к массажисту. Выкладывание на живот уже само по себе является физическим упражнением для ребенка первых трех месяцев жизни (вначале продолжительность пребывания малыша в этом положении может составлять всего лишь несколько секунд, затем длительность активного бодрствования на животе постепенно нарастает). После того, как ребенок занял соответствующее положение, массажист тыльной стороной пальцев обеих кистей выполняет поглаживание спинки малыша по направлению от ягодиц к шее, где кисти массирующего разворачиваются ладонной поверхностью к коже ребенка и, поглаживая, движутся в обратном направлении. Если ребенок неустойчив в таком положении, то поглаживание выполняется одной рукой; второй рукой массажист мягко придерживает малыша за ноги. Прием повторяют 4-6 раз. После этого можно легонько пощипать ягодицы ребенка - и массаж можно считать оконченным.

Разумеется, выше приведены лишь основные массажные приемы, составляющие комплекс для детей в возрасте 1 - 3 месяца. Выполнение массажа непременно нужно дополнять упражнениями рефлекторной гимнастики - либо чередуя, либо совмещая. Вообще же следует отметить, что для грудного ребенка руки мам и пап являются одним из наиболее дружественных проявлений окружающей среды - так что старайтесь как можно чаще дарить малышу их тепло. Не бойтесь экспериментировать - различные нежные, исполненные родительской любви прикосновения к тельцу и голове малыша пойдут лишь на пользу. И тем более не следует опасаться пресловутого "приучения к рукам" - носите и гладьте, теребите и касайтесь тела ребенка так часто, как хочется (и как позволяет малыш . Потому что природой на реализацию этой возможности отпущено не так уж и много времени - и глазом моргнуть не успеете, как вчерашний малыш обзаведется собственной семьей. И тогда для тактильных проявлений родительской любви будет уже слишком поздно


Стимуляция нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-3 месяца

Сразу хотелось бы заметить - ни многостраничный труд, ни тем более единичная статья не в состоянии вместить не только описание, но и простое перечисление всех развивающих психику и моторику малыша действий родителей и близких людей. Даже если этому малышу нет еще и трех месяцев . Потому что не существует, да и не должно существовать предела фантазии любящих и заботливых родителей, желающих вырастить своего ребенка здоровым, красивым и смышленым.
Всем, кто действительно готов затратить максимум усилий для достижения этой цели, не помешает ознакомиться с Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Билла и Марты Серзов - в ней можно обнаружить не только полезные практические советы, но и потрясающую в своей убеждающей мощи идею сверхценности неразрывной связи между родителями и малышами. Эта идеология даст принявшему ее силы и способности сделать все именно так, как нужно. Потому что книга действительно способна научить матерей и отцов интуитивно принимать единственно верные решения в непростых ситуациях, коими, как известно, родительский труд буквально изобилует...
А пока что можно ознакомиться с ориентировочным минимумом развивающих воздействий, который обязателен и необходим - лишенные этого малыши и их родители имеют серьезные шансы в будущем познакомиться с грустным медицинским термином "психо-сенсорная депривация". А это знакомство, поверьте, совершенно излишне. Итак, необходимый минимум для развития ребенка первых трех месяцев жизни:

Разговаривайте с ребенком - используйте для этого периоды его бодрствования. Интонации голоса должны быть, конечно же, нежными и ласковыми, сама речь - спокойной и лишенной негативной энергетики (грудные дети таковую парадоксальным образом ощущают). Впрочем, соблюдение этих условий "подстраховано" самой природой: давно замечено, что большинство людей, разговаривающих с маленьким ребенком, "автоматически" начинают улыбаться, переходить на более высокие речевые тональности, да еще и искусственно смягчать звуки, как бы подражая "детскому" произношению .
В идеале малыш должен слышать голоса разного тембра - так что было бы замечательным, если бы с ним периодически "беседовали" не только матери, но и отцы, старшие братья, сестры, бабушки, дедушки и другие домочадцы.
Помимо разговоров, ребенку крайне полезно слышать еще и родительское пение - последнее замечательно способствует более быстрому и эффективному знакомству малыша с богатым разнообразием звуков речевого диапазона и ритмикой. Что петь - не так уж и важно, главное - как петь. А петь, естественно, нужно "с душой" - и ребенок это непременно оценит по достоинству И еще один момент - во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда следует и прогуляться вокруг его кроватки, "выпасть" из поля зрения малыша - пусть растущий мозг учится локализовать источник звука. Вышеперечисленные действия родителей способствуют становлению работы слухового анализатора малыша, положительно влияют на развитие его эмоциональной сферы и обладают еще целым рядом весьма полезных эффектов.
Не меньшего родительского внимания требует и зрительный анализатор малыша - помимо уже упоминавшегося контакта "глаза в глаза", практикуемого с первых суток жизни, к возрасту 8-10 дней следует начинать активно стимулировать реакцию слежения у ребенка. Для этого можно использовать яркие игрушки, демонстрируемые на расстоянии 50 - 70 см от груди маленького человека. Желательно, чтобы игрушки были еще и звучащими. Перемещая такую "шумящую" погремушку вправо-влево, вверх-вниз, Вы и стимулируете реакцию слежения. Вместо игрушки можно использовать... себя Для этого пойте, говорите и одновременно ходите туда-сюда - как это предлагалось в предыдущем абзаце. К концу первого месяца жизни помимо таких периодических занятий, нужно еще и снабдить малыша "стационарным" зрительным раздражителем - подвесить яркую, но не особенно многоцветную игрушку размером 6 -8 см в его кроватке. Кстати, лучше действительно подвесить одну игрушку, предоставив таковой возможность движения в стороны, чем завесить все поле зрения ребенка многоцветной и практически неподвижной гирляндой из погремушек. Все хорошо в меру, как говорится
Эффективно развивать эмоциональную такого маленького ребенка невозможно без поддержания тактильного контакта "тело к телу" - а потому следует непременно носить ребенка на руках. До полуторамесячного возраста это лучше делать в горизонтальном положении, после - в вертикальном, поддерживая под грудь и ягодицы. Последнее не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но и открывает ему новые возможности для знакомства с миром. А в этом мире на глаза ему должны частенько попадаться уже упоминавшиеся выше улыбающиеся, ласково разговаривающие, а также поющие добрые и нежные песни "лица" взрослых. И тогда с эмоциональным тонусом у малыша все будет в порядке - в ответ на тепло родительских рук и доброжелательное общение он непременно ответит первой улыбкой. А потом и второй, третьей...
Развитие моторики у малыша первых трех месяцев жизни - также дело чрезвычайно важное. Думается, нет смысла дублировать описание действий, развивающих эту самую моторику - с таковым можно ознакомиться в статьях данного Календаря, посвященных массажу, рефлекторным и другим физическим упражнениям. Выполняя изложенные там рекомендации, Вы можете быть спокойны: для развития двигательной сферы малыша делается достаточно. Впрочем, это, конечно же, не предел - и если имеется желание делать больше, то, как говорится, в добрый путь!


Кожа и ее роль в жизни человека

Вряд ли будет ошибкой предположение о том, что подавляющее большинство родителей не представляют в полном объеме, насколько значительную роль в жизни и здоровье маленького человека играет его кожа. Между тем, кожа давно и по праву считается важнейшим органом - благодаря своей уникальной структуре она умудряется выполнять огромное количество функций, без которых выживание человеческого существа в окружающей среде было бы попросту невозможным.
Кожа не только образует внешнюю видимую оболочку тела человека - она является сложно и эффективно устроенным, а потому труднопроходимым барьером для многих агрессивных внешнесредовых факторов. Многослойная, богатая веществами и структурами, имеющими уникальные физико-химические свойства, прочная человеческая кожа легко выдерживает растяжение, сжатие и давление. Принимая на себя первый удар механических факторов, она стремится защитить от них органы, располагающиеся более глубоко. Водно-липидная мантия кожи, покрывающая ее поверхностный слой (эпидермис), эффективно задерживает львиную долю всех микроорганизмов, атакующих человеческое тело. А постоянно "дежурящие" в толще кожи иммунокомпетентные клетки страхуют нас от тех микробов, которым все-таки удалось прорваться за эпидермальный барьер. Не менее важна защитная роль кожного покрова и в отношении разнообразных токсичных химических соединений. Откладывающийся в коже пигмент меланин помогает ей защищать организм еще и от лучевого воздействия - именно благодаря этому веществу кожа эффективно задерживает обладающую мощным мутагенным и канцерогенным потенциалом ультрафиолетовую радиацию.
Барьерной функцией задачи кожи отнюдь не ограничиваются - этот орган играет существенную роль в дыхании, выделении и терморегуляции. Через кожу осуществляется обмен газов между организмом и окружающей средой - и хотя его интенсивность уступает показателям легочного газообмена, недооценивать эту способность кожи нельзя. Особенно - в детском возрасте. Расположенные в коже потовые и сальные железы вырабатывают биологические секреты - потовую жидкость и кожное сало соответственно. Благодаря оптимальному салоотделению кожа обладает неплохими изолирующими и барьерными свойствами, а динамически изменяющаяся работа потовых желез позволяет организму избегать перегрева - поскольку выводит излишки тепла (равно как и некоторые токсичные продукты обмена веществ).
Кожный покров является также своеобразным "заводом" и одновременно "складом" многих ценных для организма веществ - например, именно в коже вырабатывается активная форма витамина Д (называемого также Д-гормоном). И этот полезный химический фактор не является единственным продуктом синтетической деятельности кожи - в ней постоянно вырабатываются десятки разновидностей различных ферментов, биологически активных факторов и т.д. Еще одной важнейшей функцией кожи можно признать ее сенсорную способность. Кожа по праву считается одним из сложнейших рецепторных образований человеческого организма - потому что способна воспринимать самые разные раздражения. Температурные, например - в толще кожного покрова неравномерно разбросаны сенсоры, "чувствующие" либо холодовые, либо "горячие" воздействия. Прекрасно воспринимает кожа и тактильные раздражения - различные прикосновения и давления, то бишь. Тактильные сенсоры также распределены в коже неравномерно - лицо, или "подушечки" пальцев, например, гораздо богаче ими, чем спина или ягодицы. А еще кожа обладает самой неприятной для человека чувствительностью - болевой (или, по-медицински, ноцицептивной). Несмотря на то, что болевые рецепторы каждому из нас доставили (и еще доставят) массу отрицательных эмоций, важность их для выживания в окружающей среде трудно переоценить - именно они заставляют Вас экстренно отдергивать руку, неосторожно помещенную на раскаленную поверхность, например.
Наконец, кожу следует "уважать" хотя бы за то, что она является самым... большим органом человеческого существа. По крайней мере, такой площадью поверхности не может "похвастать" ни один из органов - да и масса кожи также довольно внушительна: она составляет около 8% массы всего тела.
Неудивительно, что такой важный орган требует к себе адекватного внимания со стороны своего "хозяина" - и последнее должно выражаться в грамотном и регулярном уходе за ней. Особенно актуален тщательный у


НАЗАД

Специальные предложения

Hosted by uCoz